Советы специалиста



КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ ПО СИСТЕМЕ НИКОЛАЯ ЗАЙЦЕВА ?
Ребенок учится читать по кубикам Зайцева во время веселой, подвижной и увлекательной игры. Сидеть на одном месте он просто не сможет (и не должен).

Вопреки распространенному мнению, основы такой системы обучения чтению заложил не Зайцев, а Лев Толстой. А если быть еще более точным, то Лев Толстой научился читать сам и впоследствии использовал в работе букварь Федота Кузьмичева, вышедший еще в начале XIX века. Несомненная заслуга Николая Зайцева в том, что идею обучения чтению "по складам" он систематизировал и воплотил в виде кубиков, что сделало методику обучения чтению еще более простой в освоении.

Оптимальный возраст, с которого ребенку можно учиться читать по кубикам Зайцева - от 2,5 лет. Максимальный возраст не ограничен. А взрослые иностранцы, не знавшие ни одной русской буквы, показывают феноменальные результаты - через 30 минут они уже легко читают по-русски!
Преимущества обучения чтению по системе Зайцева: Быстрый результат (время, в течение которого ребенок научится читать, зависит от возраста (2-3 года: 6-9 месяцев, 4 года: 16 занятий, 5 лет: 5-10 занятий, 6 лет: 4-6 занятий, взрослые иностранцы: 30-40 минут).

КОГДА ИДТИ К ДЕТСКОМУ ПСИХОЛОГУ ?
Кто как не любящие родители замечают малейшие перемены в настроении своего ребенка и тут же бросаются ему на помощь? И часто достаточно одной любви, ласки и терпения, чтобы помочь малышу. Но в жизни бывают такие ситуации, когда одной родительской любовью не обойтись, и тогда на помощь приходит детский психолог.

Kогда ребенок маленький и беспомощный, родители с удовольствием общаются с ним: берут на руки, разговаривают, стараются вызвать ответную улыбку. Каждое новое умение малыша вызывает восторг. Вот ребенок начал держать головку, тянется к погремушке, пытается встать на ножки, у него появляется первый интерес к близким людям и предметам. В этот период самая трудная обязанность родителей – это уход за ребенком, и кажется, что нет важнее задачи на свете, как вовремя покормить малыша, поменять подгузник и побольше гулять с ними.

Но вот маленький человечек делает первые шаги, говорит первые слова. Кончаются бессонные ночи, ребенок начинает приобретать навыки самообслуживания, переходит к “взрослой” пище. Мама чувствует себя спокойнее и увереннее в обращении с ним. Ребенок растет, становится самостоятельнее день ото дня – и перед нами уже человечек со своим особым внутренним миром, с собственными желаниями, привычками, вкусами, нередко упорно утверждающий свою самостоятельность. При этом он, конечно, еще очень зависим от близких. И тут появляются другие трудности – с воспитанием.

Малыш мало похож на взрослого, ведь он чувствует и мыслит иначе. Чувства его могут быть сильны, но чаще они не стойки: то, что его сегодня увлекло, завтра может быть забыто. Ребенок семимильными шагами движется вперед в своем развитии. Как это происходит? Что творится в его внутреннем мире?

На эти и другие вопросы отвечает детская психология. Она изучает закономерности психического развития ребенка. Детский психолог помогает ребенку становиться взрослым, безболезненно преодолевать естественные трудности в развитии личности, учит умению общаться с другими людьми и тому, как полнее раскрыть свои потенциальные возможности, гармонично развить мышление, память, воображение, учитывая неповторимую индивидуальность каждого.

Конечно, в семье родители в большинстве случаев могут и сами правильно оценить состояние и поведение ребенка, помочь ему лучше использовать его природные возможности, найти лучшие способы взаимодействия с ним.

Мало найдется родителей, которые в определенные моменты воспитания ребенка не задавали себе вопрос: “Что происходит? Почему мой малыш не слушается, почему сердится, почему вдруг плачет или смеется, почему сейчас он такой послушный, а через некоторое время начинает упрямиться; почему сегодня не хочет идти в сад или в школу, а завтра бежит туда с удовольствием?”

Список вопросов может быть бесконечным – ведь это наша жизнь вместе с самым родным существом на свете! Как ответить на все эти вопросы, как помочь ребенку, как не повредить тот хрупкий внутренний мир, который в нем закладывается? Для многих мам и пап в некоторые периоды эти вопросы встают особенно остро. Решить их поможет психолог.

КОГДА НУЖНО ОБРАЩАТЬСЯ К ПСИХОЛОГУ ?
  • Потеря контроля. Даже при самых гармоничных отношениях между родителями и детьми бывают моменты, когда ребенок не слушается, и это нормально, потому что свидетельствует о становлении личности маленького человека. Но если вы чувствуете, что теряете контроль над ребенком и вам все труднее ладить с ним, то лучше посоветоваться со специалистом, который сможет объективно оценить ситуацию и подсказать способы выхода из нее.
  • Страхи. Помощь психолога необходима, если у ребенка постоянный страх темноты, страх оставаться одному в комнате, страх перед дождем, грозой, сильным ветром. Некоторые дети боятся насекомых, животных, незнакомых людей. Чувство страха угнетает ребенка, подавляет его активность, инициативу и нередко ведет к беспомощности перед ситуацией. Хотя в определенном возрасте страхи – явление естественное, говорящее о развитии воображения ребенка. Но даже в этом случае психолог поможет безболезненно преодолеть этот дискомфортный для матери и ребенка момент.
  • Застенчивость. Самовосприятие слишком застенчивых детей достаточно негативно: они избегают контактов со сверстниками, чрезмерно чувствительны к критике, не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя. Эти черты характера формируются в детстве, но застенчивость можно преодолеть.
  • Агрессивность. Наверное, все родители в той или иной степени сталкивались с этой проблемой. Малыш сердится на вас, может обидеть другого ребенка, причинить боль собаке или кошке, демонстративно сломать игрушку, объявив, что она ему не нравится. Причин такого поведения огромное множество. Важно, чтобы оно не закрепилось и не вошло в черту характера ребенка, не ушло глубоко внутрь, не помешало в установлении нормальных отношений с окружающим миром. Помочь в этом случае может только психолог.
  • Чрезмерная активность. Она становится причиной злости, нарушения планов, неудач и других неприятностей не только для ребенка, но и для родителей. Помощь психолога здесь просто необходима. Он посоветует, как направить активность ребенка в нужное русло.
  • Особые ситуации. Психика ребенка очень хрупка и уязвима. В жизни порой бывают такие ситуации, с которыми трудно справиться даже взрослым. К ним относятся смерть одного из членов семьи, развод родителей; появление нового члена семьи; поступление в детский сад или в школу; серьезная болезнь ребенка; насилие по отношению к самому ребенку или у него на глазах. В этих случаях стоит обратиться к психологу, даже в том случае, если вам кажется, что одно из перечисленных событий не сильно повлияло на ребенка. Но дело в том, что внешне это может никак не проявляться, а уйти внутрь души и появится тогда, когда вы этого меньше всего ждете. Психолог определит, насколько сильно ребенок переживает, глубоко ли затронуло его происходящее, поможет справиться, пережить случившееся.
  • Плохая успеваемость в школе. Родителей должно беспокоить, если вдруг резко ухудшились оценки, несмотря на старания ребенка, или он отказывается идти в школу без видимых на то причин.
Но было бы неверно думать, что психолога нужно посещать только в случаях проблемных ситуаций. Если у вас в семье царит любовь и согласие и нет проблем, желательно просто прийти, чтобы выявить потенциальные возможности вашего ребенка: к чему он более способен, как лучше развить в нем гармоничную личность. Пройдя серию тестов у психолога, вы получите нужную и полезную информацию.

Сейчас детские психологи есть во многих детских садах, школах, специализированных центрах. Позвонив, записавшись на прием, можно предварительно побеседовать со специалистом или же прийти сразу вместе с ребенком. Психолог, проведя первую беседу, необходимое тестирование, посоветует, как лучше решить вашу проблему, даст необходимые рекомендации, сам позанимается с ребенком. С нашей точки зрения, важен момент взаимного контакта “родитель – психолог – ребенок”, ведь психолог работает с внутренним миром человека, опираясь, конечно, на науку, и на свой жизненный и духовный опыт. Если у вас есть сомнения относительно данного специалиста, лучше обратиться к другому. И еще один совет. Если вы подумали о помощи психолога, не стоит откладывать визит к нему на неопределенный срок, ведь ребенок развивается очень быстро, проходя один этап за другим, и можно просто упустить период, наиболее благоприятный для развития того или иного умения, для решения той или иной проблемы. Лучше вовремя определить тактику и стратегию преодоления возникшей кризисной ситуации, чем переделывать что-то или ломать в ребенке потом.

И ВСЕ-ТАКИ, ЧТО ТАКОЕ НОРМА ?
Большинство родителей вполне в состоянии самостоятельно определить разницу между нормой и отклонением в психическом развитии своего ребенка. Но немало и таких, которые постоянно беспокоятся – все ли в порядке? Американская Академия детской и подростковой психиатрии недавно опубликовала очень простую, но полезную памятку для родителей о том, что является нормой для детей на разных этапах их психологического развития.

Вот основные поводы беспокойства родителей:
  • правильно ли развивается ребенок
  • здоров ли он эмоционально
  • соответствует ли норме то, как он говорит и как думает
  • нормально ли ест, спит, ведет себя в школе
  • правильно ли общается со сверстниками и взрослыми
Многие родители, обеспокоенные поведением ребенка, прежде всего обсуждают эту проблему с близкими, друзьями, затем с участковым или школьным врачом, который, в свою очередь, направляет их к специалисту.

Психолог, внимательно выслушав родителей и поговорив с ребенком, определяет:
  • длительные факторы, приводящие к развитию – или, наоборот, к предупреждению – проблем ребенка
  • возникшие недавно причины, которые усугубляют трудность ситуации
  • факторы, приводящие к закреплению проблемы
  • состояние здоровья ребенка
  • насколько учеба в школе соответствует его социальному и эмоциональному развитию
поводов для беспокойства нет, если ребенок получает удовлетворение от:
  • учебы и труда
  • взаимоотношений в семье
  • общения с друзьями
  • игр, соответствующих его возрасту
Основываясь на своих выводах, психолог может:
  • успокоить родителей, объяснив, каким способом скорректировать нормальное развитие и сделать воспитательную тактику более эффективной
  • предложить ребенку или родителям образовательную программу, которая улучшит процесс развития
  • провести несколько коротких консультаций для ребенка с не очень серьезными психологическими проблемами и его родителей, а также в тех случаях, когда в семье сложилась напряженная атмосфера или если у ребенка сложный характер
  • если в ходе обследования у ребенка будет выявлено психическое заболевание, порекомендовать, куда обращаться для специального лечения.

КОГДА ИДТИ К ЛОГОПЕДУ ?
Моему ребенку 2 года 6 месяцев и он говорит отдельные слова или вообще молчит улыбаясь. Надо ли нам идти к логопеду или стоит подождать?
Консультация родителям учителя- логопеда Страховой Г. П. , ГБОУ д/с №1934 ЗАО г. Москва

Вообще, желательно показать ребенку логопеду в 2 года. Самое позднее в 3 года. Беспокойные мамы интересуются этим вопросом и приходят даже в год и полтора. Мы же сразу не назначаем лекарства.

К примеру, когда ребенок отдельные непонятные слова (нарушение звукопроизношения, не составляет фразы), этого ребенка берут на учет в поликлинике логопед и психоневролог.

Если умственное развитие соответствует возрасту: ребенок понимает речь (принеси кубик и положи его в коробку, 4 или отнеси чашку на кухню…..), тогда мы просто рекомендуем упражнения по стимуляции речевой деятельности. И ждем!... Если нет никакого прогресса через полгода, значит выбираем логопедический детский сад, где с ребенком будут заниматься ежедневно, систематически ежедневно.

Или другой пример, ребенок поздно стал гулить, поздно стал лепетать, у него позднее положенного появились, хотя физически он развивался в соответствии с возрастом (вовремя сел, встал, пошел). Но почему мама не пришла?! Когда сверстники малыша заговорили в три года, отвечали на простейшие вопросы педагога, мама забеспокоилась! Но ее начали уговаривать подружки, соседки, бабушка: «Мальчики позже начинают говорить, заговорит еще…». Да и в поликлинике не направили педиаторы ребенка ни к логопеду ни к невропатологу вовремя. Эта мама досидела до пяти лет! В результате речевая задержка потянула за собой и задержку интеллектуального развития, бороться с которой необходимо, но уже гораздо сложнее.

Если у ребенка обнаруживается что-то неладное в развитии речи, ему быстрее смогут помочь специалисты. Когда ребенок приходит к логопеду в возрасте 5-6 лет, до школы остаются считанные месяцы и очень сложно помочь ребенку так, как хотелось бы. Время упущено! Мы же не можем отдать ребенка в школу на год позже! Хотя в серьезных случаях родители так и поступают потому, что нарушение в развитии речи, вовремя не исправленные, «пойдут» с ребенком в школу. Школьная неуспеваемость такому ребенку почти обеспечена. Да и в отношении с ровесниками ему с дефектами дикции тяжело, он коверкает слова и говорит так невнятно, что сразу притягивает к себе обидные прозвища.

Поэтому, дорогие мамы, если у вас возникла хоть малейшая доля сомнения в развитии вашего ребенка, обязательно ведите его к специалисту!

Не затягивайте время!

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ ?
Ваш малыш совсем скоро впервые пойдет в детский сад. Конечно, Вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет. Как же подготовить малыша к очень важному событию в его жизни?

1. Проанализируйте режим дня своего ребенка и постепенно переведите его в режим детского дошкольного учреждения.
Подробно расскажите ребёнку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет делать. Чем подробнее будет Ваш рассказ тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя Ваш ребёнок, когда пойдёт в сад.

2. Научите ребенка самостоятельно одеваться, принимать пищу и ходить на горшок.
Ребенок, умеющий есть самостоятельно, одеваться, раздеваться, а главное- пользоваться горшком не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых. Предоставьте ребенку возможность одеваться самостоятельно, поправляя его действия словами и небольшими действиями (перевернуть колготы в «нужную» сторону», правильно расставить сандалии).

3. Подготовьте ребенка морально.
Нужно говорить о предстоящем посещении детского сада как о радостном событии, ни в коем случае не как о наказании ("вот пойдешь в сад, там не будут смотреть, что ты кашу не ешь - заставят..." Описывайте, как красочно будет на утренниках, какие интересные занятия (рисование красками, лепка, физкультура и т.д.), что в группе у каждого ребенка есть своя кровать, стульчик, что дети вместе кушают, спят, играют, гуляют на улице.
  • Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребёнку, как ему повезло - скоро он сможет ходить в детский сад. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей радости.
  • Играйте в садик: приводите в «садик», оставляйте его одного, а потом покажите на часы и скажите: «Вот и время пришло, сейчас пойду своего сыночка (дочку) из садика забирать».
  • Поговорите с ребёнком о возможных трудностях, к кому он сможет обратиться за помощью, как это сделать. Например: "Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: "Я хочу пить", и Анна Николаевна нальёт тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом". Не создавайте у ребёнка иллюзий, что всё будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните ему, что в группе будет много детей и иногда ему придётся подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: "Воспитатель не сможет сразу одеть всех детей, тебе придётся немного подождать". Попробуйте поиграть с ребёнком во все эти ситуации дома.
  • В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребёнка детским садом.
4. Поощряйте его стремление к общению со сверстниками.
Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте детские парки и площадки, приручайте к игре в песочнице, на качелях. Ребёнок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ребёнку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии Вашего ребёнка по именам. Поощряйте обращение Вашего ребёнка за помощью и поддержкой к другим людям в Вашем присутствии.

5. И вот вы в садике!
Процесс адаптации должен быть постепенным. Оставляйте ребенка сначала до обеда, постепенно удлиняя срок пребывания в группе.

Дайте ребенку в садик любимую игрушку. Вечером расспрашивайте малыша-что делал сегодня любимый мишка, с кем познакомился - так вы узнаете о том, как вашему ребенку удается привыкнуть к детскому саду.

Когда вы уходите-расставайтесь с малышом легко и быстро. Долгие прощания с обеспокоенным выражением лица вызовут у ребенка тревогу, и он будет долго «цепляться» за вас. Разработайте вместе с ребёнком несложную систему прощальных знаков внимания, тогда ему будет проще отпустить Вас.

Среднее время адаптации ребенка к детскому саду занимает 3 недели. Если ребенок не адаптировался к садику по истечении 3 месяцев, необходимо обратиться к специалисту.

Убедитесь в собственной уверенности, что в Вашей семье детский сад необходим. Любые Ваши колебания ребёнок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями.

В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь Вы проводите с ним меньше времени. Будьте спокойны сами! Почаще обнимайте и целуйте своего ребёнка.

КРИЗИС 3-Х ЛЕТ
В психологии рассматриваются 3 возрастных кризиса, которые переживает ребёнок в дошкольном детстве:
  • «кризис 1-го года» (новорожденности);
  • «кризис 3-х лет» (переход от младенчества к дошкольному возрасту);
  • «кризис 7-ми лет» (соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом).
Симптомы кризиса всегда связаны с проблемой самоотношения — могу или нет, я или кто-то вместо меня. Главный вопрос, на который ребёнок отвечает себе в критический период: «Кто я?». Второй вопрос любого кризиса: «Что могу?». Способности, умения и возможности ребёнка возрастают, и с каждым днём он становится всё более самостоятельным.

Педагоги ДОУ чаще встречаются с проблемами «кризиса 3-х лет». В зависимости от особенностей развития ребёнка возрастные рамки кризиса могут изменятся: он может начаться и в 2,5 года, и в 3,5, а закончиться около 4-х лет или в 3,5 года. «Кризис 3-х лет» - один из наиболее трудных моментов в жизни ребёнка и взрослого. По Д.Б.Эльконину, «кризис 3-х лет» - это кризис выделения ребёнком своего «я».

Первым заметным признаком кризиса являются трудности взаимодействия с ребёнком. Нарушается отлаженная система управления, стимулирования его поведения. В ней проявляются сбои в форме протеста, неподчинения, капризов, своевольных выходок.

Второй признак кризиса — резкое, казалось бы, ничем не обоснованное изменение в поведении ребёнка. Прежде спокойный и покладистый ребёнок вдруг становится возбудимым, капризным, требовательным. Демонстрация ребёнком возрастающей самостоятельности и активности требует современной перестройки от его близких.

Кризис проявляется прежде всего в обесценивании того, что было для ребёнка привычно и дорого раньше. Он может сломать любимую игрушку, отделяется от любимых взрослых и пытается установить с ними новые отношения, что происходит болезненно не только для самого ребёнка, но и для родителей, которые в этот период должны быть наиболее терпеливы.

На подходе к кризису присутствует чёткая симптоматика:
  • острый интерес к своему изображению в зеркале;
  • заинтересованность своей внешностью, тем, как он выглядит в глазах других.
У девочек возникает интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании, при этом резко реагируют на неудачу.

Приведём некоторые кризисные явления:
  • Негативизм. Неприятие требований или просьб взрослых только потому, что это предложил взрослый (родитель, воспитатель). Иногда негативизм вынуждает ребёнка поступать даже вопреки своему собственному желанию, делать что-то по своему, наоборот.
Если вы наблюдаете подобные проявления, то, во-первых, воспринимайте это как стремление к самостоятельности, которое надо немного подкорректировать. Иногда помогает игра «всё наоборот»: «Ни за что не ешь эту кашу! Нет-нет! Ты её есть не будешь! Все будут,а ты — нет!»

Во-вторых, важно обратить внимание, что ребёнок игнорирует не всех взрослых, а кого-то конкретного. В таком случае коррекция должна проходить не только относительно этого ребёнка, но и поведения данного конкретного человека.

Однако не следует путать негативизм с непослушанием, у которого совсем другой мотив — желание сделать то, что хочет ребёнок. Если раньше у него в той или иной ситуации проявлялось желание что-то импульсивно сделать и его действия соответствовали этому желанию, то теперь его поведение определяется отношениями со взрослыми: он хочет продемонстрировать взрослому свою самостоятельность.

Например, взрослый утверждает, что «эта игрушка хорошая», и слышит в ответ: «Нет, плохая!». А когда тут же говорит: «Она плохая», ребёнок опять возражает: «Нет, хорошая!».

  • Упрямство. Болезненное явление этого периода, когда ребёнок настаивает на чём-то не потому, что он действительно этого очень сильно хочет, а только потому, что хочет, чтобы с его мнением считались.
Например, малыш заявил маме утром: «Я в садик пойду, но на стульчик садиться не буду!». И вот вечером воспитательница сообщает маме, что её сынок весь день провёл или стоя, или лёжа на ковре рядом с игрушками. Воспринимайте это в первую очередь, как проявление воли: ребёнок решил так, и теперь отказ для него невозможен. Замечательное время, чтобы вкладывать в ребёнка постулаты:»Если ты обещал, то это надо выполнять. Именно так поступают настоящие мужчины / уважающие себя девочки». А по поводу стульчика можно, например, пообещать что-то другое: «Буду сидеть не на стульчике, а на табурете... ещё 3 дня».

Конечно, не с любым желанием или требованием следует соглашаться и выполнять их, но не нужно также сразу отвергать их. Лучше дать ребёнку успокоиться, а уже потом объяснить своё решение. Иногда бывает трудно отличить упрямство от настойчивости, потому что различия здесь в мотивах, то есть во внутренних побуждениях, а не во внешних действиях. Нужно хорошо знать ребёнка и понимать ситуацию, чтобы отличить одно от другого.

Например, когда ребёнок очень хочет получить какую-либо вещь и упорно добивается, чтобы её ему дали, а получив, начинает активно обследовать её, играть и явно радуется самой возможности действовать с этим предметом, а не тому факту, что просто выполнено его требование — это настойчивость. В этом случае так называемый деятельностно-познавательный мотив, за которым стоит любознательность, потребность в получении новой информации. При упрямстве главным для ребёнка является связанность с его первоначальным решением. Мотив здесь обусловлен с личностными потребностями, системой отношений зарождающейся личности.

При внешней похожести упрямства и негативизма между ними также есть существенное отличие: негативизм — это отношение к другим, противостояние, а упрямство — это отношение к себе, своему решению.

  • Строптивость. Стремление к самостоятельности может проявляться в строптивости («вопреки», «наперекор»). Внешне оно определяется в резком, вызывающем, а иногда и просто грубом выражении ребёнком недовольства взрослыми и их действиями, всем, что ему предлагают делать.
От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Если негативизм всегда направлен против конкретного взрослого, то строптивость — против порядков и правил ( например, против правила чистить зубы по утрам). Ребёнок стремиться настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. Его реакция на большинство предложений и указаний такая: «Да ну!». В данном случае (если не получается убедить его в том, что это нужно ему, а не вам) можно прибегнуть к сказкотерапии: от взрослого потребуется творческий подход к сочинению сказки (истории) про взрослеющего мальчика или девочку (можно про зайчика или бельчонка), которые вдруг перестали обращать внимание на установленные правили и в их «царстве-государстве» произошло..., и в какой ситуации они оказались.

Можно дать выбор 3-х рамок (на волю не давить): если не хочешь играть, то порисуй, убери вещи, посмотри книгу. Выбирай.
  • Своеволие. Проявляется в демонстрации собственных намерений и замыслов, отличных от тех, которые интересны его братишкам, сестрёнкам и другим детям. Своеволие проявляется в том, что ребёнок всё хочет делать сам. Если своеволие не представляет из себя опасности, то следует позволить ребёнку проявлять самостоятельность в высказывании своих предпочтений. Если в младенчестве ребёнок «хочет» того же, чего желает взрослый, то теперь он всё чаще и чаще начинает хотеть чего-то сам. Переключение внимания с вожделенного предмета на «нужный родителям» в этом возрасте уже не работает во благо ребёнку. Лучше пообещать исполнение его желания (в допустимой мере) в ближайшем будущем. Эта возрастающая самостоятельность — важное завоевание, которое пока болезненно, но после кризиса примет нормальные формы. Взрослым при этом важно помнить, что нельзя противопоставлять упрямству и своеволию своё упрямство и своеволие.
  • Третий признак кризиса - неосознаваемый характер изменений для самого ребёнка. Трёхлетние дети не понимают и не замечают перемен в своём поведении и характере.
  • Четвёртым признаком является временность, нестабильность изменений в характере и поведении детей в этот период. Обычно продолжительность кризиса невелика. Он сменяется периодом эмоциональной стабильности, когда исчезают негативные изменения, а развитие выходит на новый уровень.


  • Просмотров: 1753

Комментарии (0) :

Нет добавленных комментариев...

Добавить комментарий:

Написать нам